г.Хабаровск, ул.Флегонтова, 4
neyromed-ing@yandex.ru

Клиника Нейромед Неврология, Терапия, Узи, Экг, Ээг, Процедуры, Массаж (4212) 477-227, 247-327

Задержка развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задержка речевого развития (ЗРР) - это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее, не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью.
Теперь давайте разберемся - какие сроки начала появления речи у ребенка следует считать критическими.

Когда ребенок должен начать говорить?

В год ребенок должен уметь говорить примерно 10 простых слов и в пассивном словаре знать примерно 200 предметов, таких как штанишки, гулять, кроватка, бутылочка, игрушка, погремушка, слоник, курочка, умоемся, купаться и т.п. Кроме того, ребенок должен понимать речь, с которой к нему обращаются и реагировать на неё. Например, на слова "где мама?" поворачиваться к маме или улыбаться маме.

В 2 года ребенок уже умеет строить фразы и короткие предложения, начинает использовать распространенные прилагательные. Словарный запас активно используемых слов должен быть больше 50. В идеале 100.

В два с половиной года ребенок уже использует сложные предложения и умеет задавать вопросы: где? куда? Знает свое имя, подражает животным: ку-ка-ре-ку, гав-гав. В речи уже появляются малораспространенные прилагательные: яркий, деревянный, золотой, серебряный.

В три года ребенок уже способен составить рассказ по картинке, говорит о себе в первом лице, использует наречия (далеко, близко, скучно) и числительные. Ребенка уже способен понять и малознакомый вам человек. Основные проблемы в этом возрасте - это проблемы с произношением отдельных звуков. Речь ребенка 3 лет уже грамотно построена. Если вы спрашиваете ребенка: "Хочешь гулять?" и получаете ответ: "хочешь" вместо "хочу", значит у вас есть повод обратиться к специалисту.

Однако не стоит забывать, что все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам.
Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев. То есть, если ребенок и в два года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря, значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи.
Многие считают, что есть некая зона речи в мозге ребенка, которая отвечает за развитие его речи. На самом деле за формирование речи отвечает согласованная работа левого и правого полушарий мозга. Для правильного развития речи и ее своевременного появления необходимо, чтобы гармонично и правильно развивалось правое полушарие (эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, интуиция) и левое полушарие (рационально-логическое мышление).
Мальчики имеют нервные волокна, соединяющие оба полушария, тоньше, чем таковые у девочек, поэтому мальчики часто отстают от сверстниц в развитии речи.
Однако при правильном и быстром реагировании родителей на отставание в развитии речи мальчиков - это отставание легко преодолевается и в дальнейшем именно мальчики мыслят более образно и точно, поэтому среди мальчиков так много писателей и поэтов.
Однако если ситуацию с развитием речи списать на особенность развития мозга у мальчиков и не заметить истинного отставания в развитии речи, можно столкнуться с серьезным отклонением в речевом и психоречевом развитии. Простой пример: среди заикающихся детей - мальчиков больше, чем девочек, а также среди детей с дизартрией (нечеткое, непонятное произношение многих звуков) - мальчики преобладают.
Что считать речью? Считать ли речью произношение отдельных звуков, таких, например, как "би-би", "кап-кап" или "бя-бя"? Да. Специалисты считают эти звукосочетания словами, ведь для ребенка - это настоящие слова. Так он обозначает машинку, дождик и бабушку. Малыш может обозначать звукосочетанием "куп-куп" и слово купаться. Да - это уже речь. Но если ребенок и в два с половиной года не произносит хотя бы "ба-ба демуять" (бабушка пойдем гулять), то надо обязательно бить тревогу.
В возрасте до 3-х лет специалисты обязательно найдут причину задержки речевого развития и помогут ребенку начать говорить.

Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития:

1. Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются.
2. Если в возрасте 7-8 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий.
3. Если ребенку год и более , а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п.
4. Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится.
5. Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова, не строит короткие предложения.
6. Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не строит простые предложения из 2-3 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо.
7. Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений.
8. Если ребенок использует речь не для коммуникации - например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру.
9. Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

Родителям следует знать, что задержка развития речи (ЗРР) - это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, цнс, генетического отклонения или же психического расстройства. Очень разные неблагоприятные воздействия в период беременности матери (токсикоз, гипоксия, преэклампсия, эклампсия, маловодие, многоводие) и родов (стремительные роды, стимуляция родов, роды с выдавливанием ребенка, использование щипцов, кесарево сечение, родовые травмы, асфиксия плода в родах) ребенка, развития в первые месяцы жизни и нарушения психических и физических условий развития ребенка дома могут привести к задержке речевого развития.
В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка психического развития не ставится ребенку с отставанием в развитии речи, если умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме.
Но обычно после 5 лет, когда ребенок нуждается в общении со сверстниками, и не получает его, вследствие неполноценности речи, он получает психологическую травму и имеет отставание в психическом развитии. Иногда задержка развития речи связана с задержкой психомоторного развития - ребенок позже начинает сидеть, прыгать, бегать, неуклюж.
Решая проблему с моторикой ребенка можно спонтанно решить проблему с речью. Но такие случаи редки и проблему задержки развития речи нужно решать в комплексе.  Часто после 4 летнего молчания дети с задержкой речи нуждаются в обязательном медикаментозном лечении. Не забывайте и про навыки опрятности-ребенок в 2 года уже должен ходить строго на горшок и по маленькому и по большому ,никак ни в штаны. Начинать прививать этот навык необходимо тогда, когда ребенок уверенно сидит в 7-8 мес. При выраженной негативной реакции оставьте его в покое на некоторое время и потом опять настаивайте! Постепенно ребенок научится этому, но нужно терпение и выдержка. Садите его на горшок после сна, еды, хвалите его, поощряйте. Если не можете справится сами обязательно обращайтесь к неврологу. Ваши попытки в течении 6 мес. без эффекта-это повод похода к врачу. Не откладывайте поход к неврологу, не ждите 4-5 лет ,если видите проблему!

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону (4212) 477-227, 247-327

Клиника "Нейромед" © 2020  |  г.Хабаровск, ул.Флегонтова, 4, (4212) 477-227, 247-327 | neyromed-ing@yandex.ru
Неврология, Терапия, Узи, Экг, Ээг, Процедуры, Массаж
Создание, обслуживание и продвижение сайтов - Рэдлайн
Яндекс.Метрика